Добрый Доктор! Вынужден поправить Вас в некоторых фактах.
1. Общая цель аргументов Зенона нам, строго говоря, неизвестна - сам он никак ее не описал. Если же учитывать его принадлежность школе Парменида, то таковая цель реконструируется как демонстрация ложности наших ощущений. Элейская школа утверждала, что мир – это одна единая вещь, неделимая и неподвижная, а все остальное – иллюзия, ошибка. Разум говорит нам, что движения и множественности вещей быть не может, а ощущения говорят нам обратное. Разум постигает истину, ощущения лгут.
2. Затруднения Зенона известны нам по его собственным текстам, канонические фрагменты которых изданы Дильсом и Кранцем (DK). Русский перевод – «Фрагменты ранней греческой философии», М., 199? (не помню). Аристотель действительно пытался их опровергнуть и считал, что это ему удалось. Однако на самом деле своими якобы решениями он только усугубил затруднения (подробнее об этом см. у Маковельского).
3. С чего Вы взяли, что я представлял апории как попытку что-либо разрешить. Да, они именно демонстрируют противоречия. Хотя сама эта демонстрация позволяет делать некоторые выводы.
Насчет «поверьте» – я всегда подчеркиваю, что ставка на научное знание непременно связана с определенным доверием людям, обладающим репутацией добросовестных и квалифицированных исследователей. Мы же не можем воспроизвести все эксперименты и проштудировать все теории во всех науках, чтобы на них опираться. Приходится верить. Я, к сожалению, не знаю Ваших научных трудов, поэтому поверить Вам мне трудно. Однако я готов это сделать, если Вы укажете, кто и когда разрешил затруднения Зенона и в каком источнике изложено таковое решение.
С уважением, Юрий.
25 Августа 2000 (00:41:28)
К списку